Воспитатель – это волшебник,который открывает детям дверь в мир взрослых.
И от того, что знает и умеет воспитатель,зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников.
К. Гельвеций
Воспитатель будущего… Какой он, какими качествами и навыками должен обладать?
Педагог всегда, и тысячу лет назад, и сегодня, и – я убеждена – в далеком будущем – это человек, для которого такие понятия, как: профессиональная этика, профессиональное мастерство, моральные принципы – не просто слова. Он должен быть интеллигентным, активным, обязательно творческим. Ведь из каких только ситуаций не приходится выходить: мирить воспитанников, переключать их внимание, если они ссорятся, придумывать игры, праздники, организовывать занятия, при этом нужно сохранять интерес к своей работе и к ребятам.
Воспитатель, которому почти на целый день доверяют своего ребенка родители, должен оставаться добрым, душевным, знать особенности детской психологии, уметь учить и творить, заниматься самообразованием, чтобы не отставать от времени и новых стандартов. Получается, воспитатель – это какой-то универсальный «сверхчеловек»! Я работаю с малышами, поэтому часто у меня бывают такие ситуации, что, кажется, нужно иметь «четыре руки»: один заплакал – к маме захотел, второго нужно посадить на горшок, а остальным не поделить игрушку… Вот в эти моменты понимаешь, что нужно делать все быстро и уверенно и что работа воспитателя совсем не такая простая, как может показаться на первый взгляд.
Каким многогранным должен быть человек, выбравший профессию воспитателя! В нашем мире с такой большой скоростью развиваются современные технологии, но шагает в ногу со временем и современный педагог. Быть воспитателем в современных условиях непросто. Ни для кого не секрет, что с каждым годом становится все сложнее соответствовать высоким требованиям, предъявляемым к личности и профессиональным качествам педагога. В списке традиционных качеств личности воспитателя (таких, как: доброта, эрудированность, ответственность, профессионализм) появляются такие качества, как мобильность, умение быстро перестраиваться, исходя из интересов детей.
Профессию воспитателя я считаю одной из лучших для женщины. Ведь главным предназначением женщины считается материнство. И я по-матерински стараюсь окружать детей заботой, лаской и вниманием. В ответ от ребятни я получаю новый заряд позитива, творчества, массу положительных эмоций. Рядом с детьми чувствуешь себя всегда молодой, живой и энергичной. Как же приятно ощущать прикосновение этих маленьких ручек… Иногда маленькие принцессы говорят: «Юлевна, вы такая касивая!» — подобные комплименты каждого педагога убеждают в правильности выбранного пути. И я не исключение. А когда малыши подходят и смотрят такими милыми глазками, в которых можно прочитать желание быть понятым, берешь на руки эти маленькие сокровища, то понимаешь, что прав был Ф. М. Достоевский, говоривший, что «счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка».
Я убеждена, что путь к сердцу, от души к душе можно проложить только на основе взаимопонимания и взаимодоверия. Маленькими шагами я вместе с детьми двигаюсь вперёд, познаю новое, делюсь знаниями и умениями. Создаю условия, в которых ребенок чувствует себя нужным и значимым, раскрывает все свои творческие способности.
Примечательно, что именно с самыми маленькими ребятами учишься вот такому пониманию, ведь некоторые ребята говорят еще совсем мало. Отсюда и своя специфика общения: иногда получается, что не мы беседуем, а я им «беседую». Рассказы, чтение книг, рассматривание картинок – это то, что ребята очень любят! А еще они познают мир опытным путем, поэтому мы часто используем элементы экспериментов, устанавливаем причинно-следственные связи: что будет, если… положить в воду снег, капнуть краску, опустить шишку… Как радуются малыши своим открытиям! И я вместе с ними.
Я выросла в дружной счастливой семье, где друг друга уважали и ценили, где царил мир, уют и покой. Мой путь в педагогическую профессию и начинался с детской мечты. Так сложилось, что я не ходила в детский садик. Но, помогая маме, я часто сидела «в няньках» с младшим братом. Родители воспитывали нас с братом так, как их родители воспитали их самих: старались вырастить нас трудолюбивыми, заботливыми, добрыми, искренними, порядочными.
Вот и сейчас я создаю такую атмосферу, чтобы каждый день приносил малышам радость, чтобы они чувствовали себя, как дома. Это главное в работе воспитателя. Ведь воспитатель – это вторая мама. Ребёнок большую часть времени находится в детском саду. Кому, как ни воспитателю, знать малыша порой лучше, чем его родители. Случается, они узнают много нового о своём ребёнке, приходя забирать его из детского сада. Каждый прожитый день несёт новые впечатления, новые знакомства, новые знания. И когда приходят родители за своими малышами, рассказываешь им, чему научилось их чадо, они порой даже не верят и говорят, что дома отказывается так делать или не делает так вовсе… Чего стоят только забавные истории о проявлении первой бытовой самостоятельности!
Я люблю свою работу. Мне кажется, вырасти и повзрослеть стоит хотя бы для того, чтобы заниматься любимым делом. Это я стараюсь передать и своим детям. Моя маленькая дочурка теперь мечтает стать воспитателем. Каждый день я наблюдаю, как подрастает воспитатель будущего…